Виктор Труш, бизнес-консультант, медицинский маркетолог
Частная клиника ― это гламурная прокладка
между пациентом и врачом.
Кирилл Куницкий
Из выступления на Всеукраинском
медицинском саммите 2 августа 2018 года
Уважаемые читатели, меня чрезвычайно огорчает то, что большая часть медицинских компаний эксплуатируют одну и ту же медицинскую стратегию. В результате получается просто более сервисный вариант государственной клиники. То есть привычная многопрофильная клиника, в которой улыбается администратор.
Однако данный вариант стратегии в ближайшее время станет маложизнеспособным в связи с тем, что часть денег серого рынка будут легализованы государством во время второго этапа медицинской реформы. И тогда 25 из 50 миллиардов гривен получит не врач, а клиника. Часть этих денег уйдет на улучшение сервиса, и наступит день, когда государственные клиники смогут конкурировать с частными в единой плоскости ― в плоскости сервиса. Когда, например, одна многопрофильная больница города Киева с легкостью сможет конкурировать со всеми стационарами всех частных клиник столицы. «Почему этого не происходит сейчас?» ― спросит мой читатель. Все просто, как дважды два. Пациент несет деньги врачу, а не в клинику, а врач не улучшает сервис своего ЛПУ за эти деньги. Но вскоре все поменяется, потому что государству известны объемы серого рынка медицинской помощи, где «гуляют» весьма соблазнительные средства, которые можно легализовать и освоить.
Сегодня на нашем медицинском рынке существует всего два варианта стратегий: инновационная и сервисная. С сервисной все понятно: на весь рынок есть всего один человек, который предлагает обучение и консультирование по вопросам сервиса. С инновационной сложнее. Инновационная уникальность может крыться не только в медицинских изобретениях и открытиях, хотя такие изобретения по отдельности на нашем рынке эксплуатируются ― это регенеративная медицина, технологии антистарения, генная инженерия и модификация…
Я представлю вам тридцать заготовок-стратегий, которые могут стать основой для стратегии вашего медицинского центра, позволяющей не бояться грядущих перемен, которые готовит для нас министерство и правительство:
- Стратегия нишевания ― это по сути стратегия фокусирования и дифференцирования в одном. Вы должны сфокусироваться на одной проблеме, которая на данный момент недостаточно решена для одной или нескольких целевых аудиторий.
- Стратегия фокусирования (стратегия единого рынка). Эта стратегия позволяет сконцентрировать внимание на одной целевой аудитории и готовить медицинские продукты только для нее. У вас может быть много продуктов, но они должны быть ориентированы на одну группу людей.
- Стратегия малого (партизанского) бизнеса ― использование ниш, невыгодных для больших компаний. Как правило, данная стратегия присуща небольшим компаниям (с численностью до 20 человек), а масштабирование данного вида бизнеса возможно путем объединения в одну группу нескольких малых компаний, совместно решающих общие проблемы.
- Стратегия решателей нестандартных проблем. Позволяет собрать и подготовить команду людей, способных решать нестандартные проблемы, возникшие у ваших клиентов.
- Стратегия дифференцирования. Эта стратегия позволяет подготовить решение проблемы пациентов, которой до этого не было на рынке.
- Стратегия физикализации. Эта стратегия позволяет вам подготовить физическую форму медицинской услуги (товар) и распространять ее, используя торговые сети.
- Стратегия географической экспансии. Позволяет создать множество филиалов клиники и охватить услугой большое количество населения.
- Стратегия географического выбора рынка. Подходит в случае компактности вашей целевой аудитории (живет, работает, передвигается, отдыхает в одном и том же месте).
- Стратегия низких цен. Это возможно, если вы нашли способ снизить себестоимость решения проблемы клиента, не снижая при этом качество услуги.
- Стратегия времени. Включает в себя несколько направлений: это и экономия времени пациента, и медицинская помощь в удобное время, и приятное ожидание, и помощь в нерабочее время, в выходные дни и т. п.
- Стратегия конкурентной борьбы. Четкое понимание своих конкурентов, выбор методик конкурентной борьбы, оценка возможности победить, оценка затрат на конкурентную борьбу, способы управления конкурентной борьбой.
- Стратегия статусности. Эта стратегия предполагает, что клиника принимает пациентов одного социального класса. Это чаще всего средний класс и богатые люди, но может быть и стратегия, основанная на медицинской помощи бедным людям.
- Стратегия создания нового рынка. Применяется, если вы создаете новый продукт и существующие рынки вас не устраивают. В данном варианте стратегии вам необходимо сначала создать потребность у вашей целевой аудитории и лишь затем удовлетворить ее.
- Стратегия экспертности. Позволяет объединить лучших экспертов, или лучшие технологии, или лучшие практики под одним брендом либо в одной клинике.
- Сезонные стратегии. Позволяют продавать ваши продукты в пики сезонных колебаний (при повышении спроса). Например, летом лечим диарею на берегу моря, а зимой ― переломы на горнолыжных курортах.
- Продуктовая стратегия ― это стратегия формирования наиболее успешного продуктового портфеля. Предполагает постоянное тестирование продуктов и выбор тех из них, которые наиболее успешны на данном рынке.
- Стратегия комплексного подхода. Вы предлагаете полный цикл мероприятий, решающий проблему вашего клиента в целом.
- Стратегия самого лучшего. Это по сути стратегия выбора WOW-показателя и доведение его до наивысшего значения. В данной стратегии должна быть независимая система оценки, важно выбрать значимый показатель для ваших клиентов.
- Стратегия единой точки входа. Эта стратегия позволяет закрепить за каждым пациентом сотрудника, решающего все медицинские проблемы клиента.
- Стратегия годовых программ обслуживания. Позволяет снять с клиента ответственность за собственное здоровье, подготовив ему индивидуальную программу медицинского обслуживания. В данном варианте стратегии мы считаем своего клиента не больным, а относительно здоровым человеком, не часто обращающимся в клинику.
- Стратегия экономии сил клиента. Может включать методики, экономящие усилия пациента по получению медицинской помощи: помощь на дому, телемедицину, доставку лекарств, электронные услуги, самодиагностику.
- Стратегии безопасности. Позволяют построить систему, обеспечивающую повышенную безопасность медицинских услуг. В такой стратегии могут учитываться и репутационная безопасность, и врачебная тайна.
- Стратегия нетрадиционного подхода. Позволяет применять методики, не использующиеся в традиционной медицине.
- Стратегия прозрачности. Дает возможность клиенту изучить клинику со всех сторон и получить множество поводов сделать выбор в пользу данной клиники. Это публичность всех процессов в клинике, доказательства результативности.
- Стратегия использования доверительных каналов. Позволяет использовать каналы коммуникации и каналы оценки, которым клиент доверяет в наибольшей степени.
- Стратегия выбора маркетинговых инструментов. Использование маркетинговых инструментов, наиболее эффективных для данной аудитории. Эта стратегия предполагает тестирование большого количества инструментов и их комбинаций.
- Стратегия удобства оплаты. Позволяет разработать множество вариантов снижения стресса от оплаты медицинских услуг. Это кредиты, медицинское страхование и медицинские кассы, рассрочки при покупке.
- Партнёрская стратегия. Позволяет объединить партнеров в удобный для клиента бизнес-процесс и подготовить комплексную услугу, используя наилучшие предложения на рынке. Партнёрская стратегия позволяет использовать сотрудников партнеров, формируя из них свою единую команду.
- Стратегия длительных отношений с клиентом. Позволяет подготовить множество продуктов, дающих возможность удовлетворить различные потребности единой целевой аудитории, удерживая клиента все новыми и новыми продуктами.
- Стратегия дополнительной выгоды. Дайте вашему клиенту больше, чем он ожидал. Обещайте меньше, чем можете дать.
Используя и комбинируя представленные стратегии, вы сможете сформировать свою уникальную стратегию, которая сделает вас победителем в конкурентной борьбе.