Алгоритм создания и удержания лояльности сотрудников
Лояльные сотрудники — на вес золота в любом бизнесе, но в медицине эта категория во многом определяет успех бизнеса, потому как люди «идут на врача». Обратившись к врачу, пациенты на подсознательном уровне ощущают атмосферу командного взаимодействия, «считывают» отношение персонала к своему работодателю, формируют представление о корпоративной культуре и в конечном итоге принимают решение о границах собственного доверия.
Учитывая, что далеко не каждый собственник медицинского бизнеса может себе позволить содержать в штате опытного HR-специалиста, мы решили обсудить тему формирования лояльности сотрудников с нашим постоянным автором и экспертом Марией Абрамчук — магистром психологии, бизнес-тренером, коучем ACC ICF.
ПЛ: Мария, что означает понятие «лояльность сотрудников» в наши дни?
М. А.: Если коротко, лояльный сотрудник — это тот:
- кому нравится работать в вашей клинике;
- кто связывает свое будущее с будущим клиники;
- кто настроен качественно делать свою работу и даже превышать ожидания работодателя.
Разумеется, все клиники заинтересованы в том, чтобы привлечь и удержать таких сотрудников. Но стоит помнить, что лояльность во многом зависит и от самой клиники.
От редакции
Лояльность сотрудников — это их верность и преданность, основанная на разделении ценностей компании, помогающая человеку реализовывать его профессиональный потенциал и без эмоционального выгорания выполнять трудовые обязанности, стремиться к удовлетворению потребностей клиентов компании.
Лояльность сотрудников характеризуется:
- безусловным разделением ценностей компании;
- честностью и порядочностью взаимоотношений как с коллегами, так и с клиентами;
- чувством гордости за компанию и демонстрацией собственной приверженности;
- готовностью выполнять задачи, непосредственно не связанные с перечнем в должностной инструкции, и даже чем-то пожертвовать ради организации;
- проактивностью в отношении улучшения работы организации, проявлением инициативы и поиском инновационных решений для задач компании;
- терпимостью к издержкам работы, легкостью психологического преодоления кризисов;
- соблюдением дисциплины, корпоративных стандартов, ответственным отношением к конфиденциальной информации о компании.
Елена Труш
М. А.: Мы знаем золотое правило: «Позаботьтесь о своих сотрудниках, чтобы они позаботились о ваших пациентах». Это правило касается абсолютно всего персонала клиники — от младшего персонала до топ-менеджмента.
Поэтому не стоит рассчитывать на лояльность, не заботясь о своих сотрудниках.
ПЛ: На каком этапе формируется репутация клиники как работодателя? Что может происходить ещё на стадии рекрутинга?
М. А.: Интересно, что клиника формирует лояльность сотрудников еще до того, как они начнут работать. На этапе сбора информации и этапах рекрутинга соискатель формирует свое впечатление о клинике и ее менеджменте, оценивает стиль руководства и атмосферу в команде. Стрессовые интервью, излишняя бумажная волокита, большой период ожидания — всё это снижает лояльность к компании уже на входе в клинику.
ПЛ: Насколько значимы первый рабочий день или введение в должность? Старт адаптации сотрудника?
В первый день своей работы новый сотрудник сверяет свои ожидания от клиники и реальность. Он оценивает команду, условия работы, материальную и нематериальную составляющую мотивации, бренд клиники. Поэтому адаптация очень важна, чтобы с самого начала работы заложить прочный фундамент приверженности и лояльности.
После того как сотрудник прошел испытательный срок и стал полноправной частью команды клиники, должна проводиться системная работа по поддержанию его лояльности.
Мировая практика показывает, что важно исследовать удовлетворенность сотрудников два раза в год, чтобы понять, что работает, а что требует доработки или обновления.
От редакции
Факторы, формирующие лояльность медицинского персонала:
- личностные характеристики и предыдущий опыт кандидата;
- личные ценностные установки и убеждения кандидата;
- корпоративная культура, основанная на значимых для кандидата ценностях, целях и миссии компании;
- качество рабочего места сотрудника, уровень зарплаты;
- система мотивации и поощрения сотрудников;
- принципы разрешения конфликтных ситуаций, принятых в компании;
- возможность участвовать в социально-значимых проектах организации;
- забота о родных и близких сотрудников компании;
- наличие системы поддержки бывших сотрудников компании.
Елена Труш
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ (подготовлено редакцией журнала)
Как оценить лояльность сотрудников?
Рассчитать параметр текучести кадров в компании.
Разделите количество уволившихся сотрудников за определенный период (например, за год) на среднее количество сотрудников компании за тот же период.
Осталось умножить результат на 100 — это и будет коэффициент текучести сотрудников в компании.
Стоит рассчитывать текучесть кадров регулярно и анализировать динамику.
- Опросы и анкетирования:
Q12 — Gallup — опросник из 12 вопросов, которые измеряют наиболее важные показатели вовлеченности и лояльности сотрудников, а именно:
- знает ли работник, чего ожидает от него работодатель;
- есть ли у работника материалы и инструменты, необходимые для качественной работы;
- есть ли у работника возможность каждый день делать то, что он умеет лучше всего;
- получал ли работник за последние семь дней признание или похвалу за хорошую работу;
- считает ли работник, что его руководитель или кто-то на работе заботится о нем как о личности;
- способствует ли кто-нибудь на работе развитию работника;
- учитывается ли точка зрения работника;
- чувствует ли работник, что миссия и цель компании заставляют его чувствовать важность своей работы;
- считают ли коллеги по работе своей обязанностью качественно выполнять свою работу;
- есть ли у работника лучший друг на работе;
- говорил ли с работником за последние полгода кто-нибудь на работе о его успехах;
- были ли возможности у работника в прошлом году учиться и расти на работе.
Опросник eNPS — Employee Net Promoter Score — индекс лояльности сотрудников, разделяет всех сотрудников на промоутеров, нейтралов и критиков. Чем больше в вашей компании промоутеров, тем больше общая лояльность сотрудников.
Анкета состоит из двух ключевых вопросов:
- По шкале от нуля до десяти: насколько вероятно, что вы порекомендуете нашу компанию в качестве места для работы другу или коллеге?
- Опишите свое решение несколькими предложениями или ответьте на вопрос: «Почему так?»
Результаты опроса удовлетворенности персонала в зависимости от полученных баллов обычно позволяют разделить сотрудников на три категории:
- Промоутеры или сторонники (Promoters) — оценки в 9‒10 баллов.
- Скептики или нейтралы (Passively Satisfied) — оценки в 7‒8 баллов.
- Критики (Detractors) — оценки в 0‒6 баллов.
Чем больше в компании промоутеров или сторонников, тем выше уровень лояльности по компании.
- Встречи один на один с сотрудниками,
во время которых можно более точно выяснить не только уровень лояльности, но и максимально точно отследить, какие именно потребности сотрудников стоит удовлетворить.
В приоритетные направления материальной мотивации следует включать: уровень заработной платы, премии, бонусы.
Приоритетные направления нематериальной мотивации предполагают:
- перспективы профессионального и карьерного роста;
- наличие отлаженной системы обучения и повышения квалификации;
- благоприятный психологический климат в коллективе;
- заботу о физическом и психологическом здоровье сотрудников (иметь возможность получать консультации психологов, терапевтов, диетологов, питаться в клинике и т. п.);
- наличие интересных проектов в клинике (социальных, научных, благотворительных).
Важно, чтобы каждый сотрудник понимал и разделял цели и ценности клиники, осознавал, как важна его часть работы. Этому способствуют регулярные собрания и стратегические сессии.
ТЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ*
1. | Знают ли ваши сотрудники параметры и условия определения их заработной платы, то есть знают ли они о том, какие их действия приведут к повышению, а какие к уменьшению размера оплаты труда? |
2. | Соответствуют ли уровень и образ жизни ваших работников уровню и образу жизни работников той же сферы деятельности в других компаниях (выше, ниже или соразмерны)? |
3. | Поддерживаете ли вы создание чрезмерных привилегий для руководства, которые увеличивают дистанцию между руководителями и другими сотрудниками? |
4. | Заботитесь ли вы о том, чтобы работники изначально знали свои шансы на карьерный рост? |
5. | Справедливы ли ваши критерии оценки успешности работы ваших сотрудников? |
Руководителю организации полезно проводить такой «самоаудит» ежегодно и по его итогам разрабатывать мероприятия по улучшению уровня лояльности персонала.
ОЦЕНКА ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПО МЕТОДИКЕ Л.Г. ПОЧЕБУТ И О.Е. КОРОЛЕВОЙ*
Руководитель клиники может поручить провести анкетирование для выяснения уровня лояльности сотрудников, в ходе которого участники опроса отвечают на вопросы теста.
Сотруднику выдаются карточки со следующими суждениями <*>:
- Интересы руководства компании и ее сотрудников в большинстве случаев не совпадают.
- Как правило, дополнительные усилия сотрудника не оцениваются руководством в должной степени.
- Руководитель не должен обсуждать с подчиненными свои проблемы, так как это не способствует поддержанию авторитета.
- Если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его распоряжений они относятся более ответственно.
- Чтобы успешно руководить людьми, нужно быть в курсе их проблем.
- Руководитель должен постоянно контролировать работу своих подчиненных.
- Руководитель может простить сотрудникам отступление от тех правил, которые они считают неразумными.
- Конфликты между сотрудниками, если они не касаются деловой сферы, не отражаются на работе организации.
- На работе гораздо важнее пользоваться расположением влиятельных людей, чем добиваться успеха отличным выполнением работы.
- Люди, которые живут только работой, часто вредят делу своим излишним рвением.
- Обязательства перед работниками компания должна выполнять, несмотря на финансовые затруднения.
- Руководство компании не должно принимать решения, с которыми не согласно большинство сотрудников.
- Заработная плата сотрудника компании должна зависеть от экономической ситуации в его семье.
- Один сотрудник фирмы не может получать зарплату, в 10 раз превышающую зарплату других сотрудников.
- Скорость продвижения по службе в первую очередь зависит от отношений с руководством, а затем уже от квалификации.
- Качественное выполнение должностных обязанностей является необходимым и достаточным условием карьерного роста.
- Руководитель может пойти навстречу просьбе хорошего работника в нарушение общих правил.
- В дружном коллективе приятно работать, но им труднее управлять.
- Если, по мнению сотрудника, распоряжение руководителя может повредить делу, сотрудник должен предупредить его об этом.
- Работа должна приносить не удовлетворение, а деньги.
- Повышение в должности не способствует сохранению дружеских отношений с коллегами.
- Если работа очень интересная, не так уж и важно, сколько за нее платят.
- Если большинство сотрудников принимают участие в управлении компанией, она будет работать более успешно.
- Сотрудник может настаивать на смене своего руководителя, если тот не соответствует занимаемой должности.
- Люди, которые стремятся угодить начальству, вызывают недоверие.
- Если сотрудник является специалистом высокого класса, руководство будет снисходительно относиться к его недостаткам.
- Если до рабочего места нужно добираться более полутора часов, то любая работа покажется утомительной и неинтересной.
- Я тщательно продумываю свой внешний вид, когда собираюсь на работу.
- Опаздывать на работу не такой уж большой грех.
- Сверхурочная работа должна оплачиваться дополнительно.
- Если кто-то из сотрудников не слишком хорошо выполняет свои обязанности, остальные не должны вмешиваться.
- Сотрудники имеют право знать, какую зарплату получают их коллеги.
- Если на совместной вечеринке руководитель пообещал завтра не наказывать за опоздание, то нет смысла спешить на работу.
- Если руководитель доволен своим подчиненным, проявление дополнительной инициативы со стороны сотрудника может ему только повредить.
- Получая зарплату, сотрудник вправе рассчитывать на спасибо от директора, а не наоборот.
- В компании и для сотрудников, и для руководителей правила должны быть одинаковыми.
Каждый пункт приводимого перечня — отдельная карточка.
Вместе с карточками работнику выдается ответный лист. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ.
Ответный лист
Должность_____________________________________________ Пол_______ Возраст_______
11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кроме того, работнику выдается следующая инструкция:
Уважаемый сотрудник клиники ……………. |
Вы получили карточки с суждениями, которые свидетельствуют о вашем отношении к организации, в которой вы работаете. На столе перед вами разложена полоса бумаги с цифрами, представляющими собой градации от 1 до 11.
Каждая цифра — это оценка вами предлагаемого суждения. Ваша задача состоит в том, чтобы определить свое отношение к суждению и рассортировать все предъявленные суждения по градациям. Градация 11 соответствует максимально позитивной оценке данного суждения, градация 1 — максимально негативное отношение, а градация 6 — нейтральное отношение. Пожалуйста, распределяйте суждения, исходя только из их содержания. Количество суждений в каждой градации может быть различным. |
Благодарим за сотрудничество! |
При обработке результатов оцениваются ответы только на суждения №№ 1, 3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 32, 34. Остальные суждения не учитываются. В зависимости от того, в какую градацию отнесено нужное суждение, ему присваивается соответствующий балл.
Градация | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Балл | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 |
После подсчета баллов оцениваем результаты следующим образом:
- от 54 до 90 баллов — лояльность оценивается как высокая;
- от 18 до 54 баллов — лояльность оценивается как средняя;
- от −8 до +18 — лояльность оценивается как низкая.
Если же испытуемый набрал количество баллов в диапазоне от −18 до −90, то, соответственно, он совершенно нелоялен к своей организации.
* — Журнал «Кадры предприятия», 2004, №4; https://dis.ru/library/575/25248/