Редакция журнала «Приватний лікар» уже поднимала эту животрепещущую тему в предыдущих номерах (см. №4(37) / 2019) или на сайте: https://www.trush.com.ua/blog/prichini-ta-profilaktika-emociynogo-v/ с опубликованием актуальных данных по распространенности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди врачей разных специальностей, симптомам и причинам выгорания, а также способам профилактики.
В настоящей публикации мы решили предложить медицинскому топ-менеджменту простой практический инструмент для диагностики СЭВ. Несмотря на легкость проведения тестирования, ценность полученных результатов обусловлена их информативностью в отношении индивидуальных уровней выгорания сотрудников, а также возможностью использования для разработки мероприятий по профилактике утраты интереса к профессиональной деятельности.
Рекомендуемый опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» разработан на основе трехфакторной модели Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон и адаптирован Натальей Водопьяновой и Еленой Старченковой. Методика предназначена для диагностики эмоционального истощения, деперсонализации и профессиональных достижений. Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 ― «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали: позиция 6 ― «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
В соответствии с общим ключом к тесту подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может производиться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого нужно суммировать шкальные оценки трех показателей (табл. «Уровни показателей выгорания») и соотнести с тестовыми нормами (табл. «Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания»).
Осуществляя диагностику СЭВ, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации рассматривается как необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная успешность (эффективность)» нужно учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений в контексте требований практической деятельности, что зачастую приводит к определенной напряженности (психологическому стрессу) в рабочих ситуациях. Если не считаться с подобными явлениями, то у начинающих специалистов можно ошибочно интерпретировать низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке относительно значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из-за изменения отношения к работе.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Прослеживается тенденция к усилению показателей профессионального выгорания по мере увеличения возраста и стажа работы в профессии.
В публикации использованы материалы интернет-ресурса psycabi.net
Рекомендуемая литература: 1. Труш Олена. Профілактика емоційного вигорання у працівників медичної сфери // Приватний лікар. ― 2019. ― №4(37). ― С. 26–32. 2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. ― М.: Филинъ, 1996. ― 472 с. 3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. ― СПб.: Питер, 2016. ― 336 с.