Краудинвестинг и краудфандинг: бизнес-амплуа нашего времени
«Надо жить поскромней, коли нет ни рублей, ни уменья доходы расширить» — в поэтической форме предупреждал своих современников один из классиков литературы XIX века Николай Некрасов. Вот об умении доходы расширить, используя присущие нашему времени средства и способы, и пойдет сегодня речь. В продолжении серии интервью об источниках финансирования медицинского бизнеса основатель и управляющий партнер консалтинговой компании BFC (Business Format Consulting) Сергей Апальков, выполняя обещание, данное читателям ПЛ в предыдущем номере, более подробно остановится на краудинвестинге и краудфандинге, которые являются совершенно новыми для Украины каналами привлечения инвестиций.
ПЛ: Сергей, вы неоднократно подчеркивали, что частному медицинскому бизнесу для роста, совершенствования и реализации новых перспективных идей требуется не просто капитал, не просто деньги, а именно капитал развития. В чем, собственно, разница?
С. А.: Капитал развития предполагает вложение финансов в новую компанию либо в обновление, расширение, техническое перевооружение существующей с целью получения прибыли. Главное отличие капитала развития в том, что он является относительно дешевым. Это деньги, которые берутся на длительный срок, в наших украинских условиях — не менее чем на 5—7 лет. И стоимость этих денег ниже, чем любой самый доступный кредит в любом коммерческом банке в любой валюте. За рубежом практически везде работает фондовый рынок, и средние и крупные предприятия любой сферы, в частности медицинской, могут выпускать свои ценные бумаги и привлекать финансовые ресурсы. Малый бизнес, не имеющий возможности выхода на фондовый рынок, прибегает к сотрудничеству с коммерческими банками, которые у наших стран-соседей (таких, как Польша, Румыния, Венгрия и др.) имеют специальные программы, по сути предоставляющие тот же капитал развития, — когда кредитный договор является целевым с минимальными процентными ставками.
ПЛ: А в наших банках таких программ и таких доступных кредитов нет?
С. А.: Увы! Любой капитал от украинского банка, условно говоря, дорогой, потому что обременен различными рисками — политическими, финансовыми, риском девальвации и так далее. Фондовый рынок у нас тоже пока не развит. Поэтому представители украинского медбизнеса прибегают к кредитам коммерческих банков. Однако это достаточно дорогие деньги, которые берутся на короткий срок не для фундаментального развития компании, а для решения каких-то локальных задач. Например, для замены отдельного оборудования или осуществления ремонта в помещении клиники.
ПЛ: Какая может быть альтернатива?
С. А.: Такой альтернативный финансовый инструмент появился на Западе и называется краудинвестинг и краудфандинг (от английского слова crowd, что означает «толпа»). Это привлечение денежных средств через виртуальные электронные биржи, где размещают свои заявки и люди, и компании, которые хотят привлечь деньги для чего угодно (в том числе под частный врачебный кабинет, клинику, иагностический центр и т. п.), предлагая определенные проценты от дохода потенциальному инвестору. Краудинвестинг и краудфандинг позволяют аккумулировать капитал развития главным образом для малого и среднего бизнеса, поскольку крупному бизнесу, как я уже отмечал, доступны крупные рынки капитала, прежде всего — фондовая биржа.
Краудинвестинг и краудфандинг позволяют аккумулировать капитал развития главным образом для малого и среднего бизнеса, поскольку крупному бизнесу, как я уже отмечал, доступны крупные рынки капитала, прежде всего — фондовая биржа.
ПЛ: В чем отличие краудфандингового, краудинвестингового инструмента привлечения инвестиций от любого другого классического?
С. А.: Этот инструмент позволяет включиться в процесс инвестирования микроинвесторам. Существуют площадки, где минимальный вход в проект всего 100 долларов или евро. То есть могут инвестировать люди, имеющие небольшие средства. Краудфандинг мобилизует капитал, который ранее не был задействован в инвестиционном процессе. Особенно это может быть выгодно малым медицинским предприятиям, которые в украинских реалиях отсечены от капитала развития, а значит, не имеют перспективы роста вообще. Если речь идет, например, о частном кабинете или небольшой клинике и сумме в 100 – 300 тыс. долларов, то найти одного или максимум двух инвесторов весьма непросто. А процентные ставки банков по кредитам — от 23 до 34% годовых в гривнах, пусть и меньше в валюте, высоковаты. Чтобы банк согласился кредитовать, предприятие должно соответствовать целому комплексу параметров (количество лет на рынке, определенный доход, недвижимость в залог и т. п.). Предприятий из малого бизнеса, отвечающих банковским требованиям, буквально единицы, и они могут прибегать к кредитам, как мы уже говорили, только в тактических целях, для решения локальных задач. Это не изменит структуры бизнеса и не позволит малому бизнесу вырасти в средний и расти дальше в большой по чисто экономическим причинам. Кроме того, банки не финансируют стартапы. А отечественный частный инвестор крайне высоко оценивает ожидаемые риски, и в результате в 99 случаях из 100 его условия звучат практически как ломбардные. Нормальная, эффективная, не кабальная реализация бизнес-проекта в частном порядке в украинских условиях почти невозможна. А на краундфандинговых площадках, например, в США команда из пяти врачей-брендов, желающих объединиться для создания собственной клиники, делает короткую презентацию своего проекта — так называемый питч на инвестиционном сленге, предлагая потенциальным инвесторам вход в проект от 1 тыс. долларов. Человек с 10 тыс. долларов может стать соинвестором в десяти таких проектах, выбрав то, что ему интересно! Если бизнес-идея действительно реальная, то вероятность сбора денег на такой стартап высокая, быстрая и, что важно, наименее затратная по сравнению с любым другим традиционным механизмом.
ПЛ: Каковы перспективы развития краудинвестинга и краудфандинга в Украине?
С. А.: Лидерами по краудфандинговым площадкам и платформам являются США, Британия, страны ЕС, данный процесс получил мощное развитие в Китае, и даже Российская Федерация имеет 4 такие площадки, но в Украине это направление, увы, в зачаточном состоянии. Наша компания работает над тем, чтобы полноценно запустить данную форму коллективного инвестирования в нашей стране — технически, экономически, финансово и юридически.