Как рыба на суше
Сегодняшняя система здравоохранения Украины базируется на идеях, заложенных Николаем Александровичем Семашко ещё в начале прошлого столетия. Возможно, на тот момент она действительно была оптимальной, однако сейчас невозвратно устарела и полностью вышла из строя. Одним из основных недостатков является административно-командный метод управления, который привел к отсутствию конкуренции, разделению бюджета среди клиник вне зависимости от количества обслуживаемых пациентов и качества их работы, низкой заработной плате врачей и младшего медицинского персонала.
В таких условиях у врачей отсутствует конкуренция, а у пациентов – право выбора. Государственные клиники финансируются в соответствии с количеством койко-мест, а не реально обслуживаемых пациентов, а пациенты вынуждены искать себе врача, так как сервис поликлиник их не устраивает. И только сервис частных клиник приближается к желаемому, но это тема отдельной статьи.
Такая система здравоохранения как рыба на суше. У такой «рыбы» есть три выхода: умереть, адаптироваться и вернуться в море. Море – это среда которая была в СССР, в эту среду нас силками не затащить. На адаптацию пойдут десятилетия, как у рыбы ушли миллионы лет, чтобы превратиться в млекопитающее. Остается небогатый выбор – смерть.
Как истинные украинцы мы выбрали все три методики выхода из 25-ти летнего кризиса: частичное сохранение системы Семашко, частичное реформирование и смерть, которая произошла несколько лет назад и ознаменовалась катастрофической инфляцией доверия пациента к государственным ЛПУ.
По итогу мы имеем дорогостоящую и неэффективную медицину. Врачи первичного звена утратили свою функцию управления потоками пациентов. Врачи вторичного звена и частные клиники заменили врачей первичного звена и лечат несложные заболевания. Пациент должен сам искать врача под свои симптомы. Пациенты с тяжелыми и орфанными заболеваниями по нескольку лет ищут врачей, которые могут поставить диагноз и находят их в ближнем и дальнем зарубежье. Врач на 80% финансируется населением. Отсутствие рыночных отношений снижает качество оказания медицинской помощи.
Заманчивые перспективы
И так, что же сулит реформа, представленная новой и.о. министра здравоохранения? В течение 2017-2020 гг. планируются радикальные изменения, которые коснуться медицины на всех уровнях. Первые нововведения начнутся в начале следующего года. Будет полностью изменена система финансирования учреждений здравоохранения, теперь деньги на лечение пациентов будут государством зачисляться на их виртуальный счет, а поступать в больницы после того, как пациент выберет врача, у которого хочет лечиться, и заключит с ним годовой контракт. Однако, на этом не все. Теперь при каждом обращении к врачу пациент должен будет оплатить франшизу, часть денег от стоимости своего лечения и обследования. Эти деньги раньше шли на гонорар врачу.
В западных странах работает такая система: если пациент имеет сердечно-сосудистое заболевание и ему рекомендован отказ от курения, алкоголя и снижение массы тела, но он этого не делает, государство взимает с него штраф: оплачивает по страховке, например, не 100% стоимости лечения, а 90%. Бесспорно, пациент должен ответственно относиться к своему здоровью. Достижение такой цели реформа подразумевает путем отказа от бесплатной медицинской помощи. Да, каждому пациенту на год государство будет выделять определенную сумму денег на лечение, однако часть стоимости он должен будет оплачивать самостоятельно. Новая реформа в некоторой мере урегулирует финансовые отношения в системе здравоохранения, однако деньги, полученные от франшиз, будут идти не лично врачам, а в кассу больницы, что не гарантирует их справедливое перераспределение в пользу медработников. Для пациента измениться мало что: деньги, которые он выделял на гонорар врачу, теперь он будет отдавать в кассу больницы или поликлиники.
В течении 2017 года будет производиться подготовка к реформированию медицины второго звена. Специально созданная комиссия Diagnosis-related group проведет стандартизацию медицинских услуг и расчет их стоимости. После чего к 2020 году планируется введение системы обязательного медицинского страхования.
Еще одним планируемым нововведением является разработка новых протоколов лечения и единой базы данных, в которую будет вноситься вся информация о пациентах. Это позволит уменьшить объем бумажной работы и обеспечит доступ каждого врача ко всем данным о диагностике и лечении пациента.
Дальше больше
Реформа подразумевает изменение не только системы финансирования, но и выдачу больницам широкой автономии в принятии хозяйственных решений. Теперь вопрос обеспечения жизнедеятельности ЛПУ, выплаты зарплат медработникам, оплаты счетов и т.д. ляжет на плечи главного врача. Ему придется самостоятельно решать, как привлечь пациентов, чтобы больница получила государственные деньги (деньги ходят за пациентом), и как ее работу сделать продуктивной. Многие клиники в связи с этим окажутся в невыигрышном положении, отсутствие финансирования, маленькое количество пациентов и отсутствие у руководителя опыта управления ЛПУ приведут к банкротству и последующей перепродаже клиники в частные руки (при хорошем развитии событий). Параллельно с этим в отрасли возникнет спрос на медицинских маркетологов, менеджеров и руководителей клиник. Эти изменения не пройдут стороной и рядовых врачей: руководители клиник, вынужденные оптимизировать работу своих учреждений, будут проводить сокращения и нанимать тех врачей, к которым идут пациенты. Таким образом, между врачами сформируется конкуренция, что приведет к росту профессионализма, повышения качества медицинской помощи и улучшению сервиса.
Со временем, если все пункты реформы действительно будут воплощены в реальность, украинская медицина обретет новую жизнь. Этот путь нелегкий и не короткий, но рано или поздно его все равно придется пройти.
Одиннадцать предположений о реформе:
- Реформа направлена на оптимизацию использования бюджетных средств и улучшения качества оказания медицинской помощи. По сути реформа направлена на освобождение государственных средств.
- Врачебная безработица и смена специальности. Оптимизация ЛПУ под потребности пациентов приведет к уменьшению количества пациентов, обращающихся за медицинской помощью к определенным врачам. Вырастет количество востребованных специальностей и уменьшится количество невостребованных.
- Вырастет конкуренция между ЛПУ за качественные врачебные кадры. Мы ее уже наблюдаем на рынке частной медицины. Необходим более квалифицированный врач, чем тот, которого выпускает наши мед ВУЗы. Вырастет интерес к стажировкам за рубежом. При частных клиниках вырастет количество обучающих центров. Возникнет спрос на врачей из ближнего и дальнего зарубежья.
- Пациент отнесет гонорар врача в кассу. Франшизу от государственного страхования должна будет подстраховывать частная страховая компания. Но добровольно пациент не будет страховаться, надеясь не заболеть. Пациент франшизу заплатит в кассу ЛПУ, а не в виде гонорара врачу.
- Врач не поедет в село за маленькую зарплату. Уменьшится количество ЛПУ в селах и районных центрах. Сельским и городским советам придётся изыскивать средства для того, чтобы обеспечить врачу достойную жизнь.
- Пациент будет решать, что ему лечить. Заболевания, которые вызывают смертность (заболевания сердечно-сосудистой системы, онкология, заболевания респираторных органов) часто протекают безболезненно и пациент, в большинстве случаев, не знает о их течении, обращаясь к врачу на терминальных стадиях. Данная реформа сделает так, что пациент заболев будет обращаться к врачу, а симптоматика чаще присутствует у заболеваний без тяжелого прогноза.
- Участковый врач должен будет заключить контракт с каждым жителем участка. Это огромная работа. Большинство жителей участка (80%) не обращаются за помощью к врачу общей практики, и они не знакомы с ним и не захотят заключать никаких контрактов. Зарплата врача будет зависеть от количества контрактов. Часть врачей первичного звена (30-40%) утратят работу, а большинство оставшихся не наберут и 300 контрактов. Позже врачу придётся заниматься маркетингом и продвижением себя для того, чтобы привлечь пациентов подписать с ним контракт.
- Суть реформы, это внедрение в государственную медицину конкуренции, которую выдержат далеко не все. Но начнут развиваться другие медицинские специальности: маркетологи, специалисты по управлению, финансисты, специалисты по страхованию…
- Доход врача существенно не увеличиться. Реформа покажет насколько снизилось количество пациентов в государственном здравоохранении. Большинство врачей не смогут набрать достаточное количество средств для получения достойных зарплат.
- В конкуренции между государственными и частными ЛПУ за государственные деньги средне срочной перспективе выиграют частные клиники, что уменьшит количество пациентов в государственной медицине.
- Увеличиться количество частнопрактикующих врачей и вырастет эмиграция. Реформа вытолкнет с работы множество врачей. Это приведет к открытию частной медицинской практики и эмиграции в ближнее и дальнее зарубежье.