Skip to content

Метаморфозы Терпсихоры, или Чем может удивить искусство танца?

PL

Мистецтво танцю та найвідоміші танцівники

Метаморфозы Терпсихоры, ли Чем может удивить искусство танца?

От ветхозаветной Саломеи до ультрамодных шимми и диско

Самой знаменитой танцовщицей в истории человечества была отнюдь не жрица и не вакханка, не всемирно известная балерина Анна Павлова, не основоположница свободного танца Айседора Дункан и не исполнительница псевдовосточных эротических танцев и «королева шпионажа» Мата Хари, а иудейская царевна Саломея. Именно её вдохновенная пляска на пиру у царя Ирода и последовавшее затем по её настоянию усекновение главы Иоанна Предтечи сделали её одним из самых популярных женских персонажей мирового искусства, многократно вдохновлявшим художников, скульпторов, поэтов, драматургов, композиторов, хореографов, а впоследствии ― и кинематографистов.

Впрочем, о том, как мог выглядеть этот роковой танец, современный зритель, несмотря на множество балетных интерпретаций «Саломеи», имеет весьма туманное представление. Танцевальное искусство не менее древнее, чем музыкальное, однако поиск осязаемых доказательств тому в глубине веков и времён весьма затруднен. Исследователи указывают на изображения танцующих фигурок среди наскальной живописи и в древнеегипетских захоронениях.

В Древней Греции танец уже был распространенным явлением, о чем свидетельствуют многочисленные картинки на керамике и статуэтки из терракоты, бронзы, мрамора, слоновой кости. Именно античная Греция подарила миру богиню танца ― музу Терпсихору, ставшую затем символом танцевального искусства и синонимом-характеристикой особо одарённых балерин.

В ритмах и движениях ряда современных танцев прослеживаются модернизированные элементы африканских и индейских танцевальных традиций. Так, популярный в 1920-е годы танец шимми, воспетый в оперетте И. Кальмана «Баядера», действительно появился на основе танцев американских индейцев: «Правильно про это / Нам сказали: / Шимми раньше / Дикари плясали, / А теперь танцует / В каждом зале весь Париж… / Шимми, шимми ― / Это стало модно, / Модно вытворять / Чего угодно ― / Делай, что угодно, / Как угодно, ― никого не удивишь!»

Последние строки легкомысленной песенки как нельзя лучше подходят для описания атмосферы дискотек и клубных вечеринок, где последние полвека по-прежнему не сдает своих позиций танцевальный стиль диско, возникший в начале 1970-x годов.

Мистецтво танцю та найвідоміші танцівники

Вехи танцевальных революций

О предназначении древних танцев отчасти можно судить по обычаям племён, до сих пор сохранивших первобытный образ жизни либо на платной основе демонстрирующих таковой для туристов. В древности танцы носили ритуальный характер (военные и охотничьи пляски, заклинание сил природы, умиротворение духов, обрядовые танцы, связанные со вступлением в брак, рождением детей и похоронами, приходом весны / нового года и т. п.) и только впоследствии, помимо характерных для многих культур храмовых ритуальных танцев, приобрели статус зрелищ, когда специально обученные танцовщицы и танцовщики развлекали на пирах знать и богачей или же когда танцы становились частью театральных действ (на театральных подмостках Древней Греции и Рима, в традиционном японском, китайском, индийском театрах).

Веха первая. Танец становится парным!

Сейчас в это трудно поверить, но долгое время мужчины и женщины танцевали отдельно, соприкасаясь разве что в круговых массовых обрядовых танцах вроде хоровода.

Веха вторая. Танец становится времяпровождением и развлечением

Не ритуалом и не частью представления, а формой досуга и празднества, когда представители обоих полов торжественно собираются для танцев. Бал является исключительно европейским изобретением. Наибольшую популярность балы приобретают в XVII–XIX веках. Интересно, что придворные танцы вбирают элементы народных, а затем наблюдается обратный процесс, когда салонные танцы в видоизмененном виде возвращаются на улицу, оказывая влияние на танцевальную моду простолюдинов. Так было с прежним «королём танцев и танцем королей» менуэтом, кадрилью и вальсом, превратившимся в самый популярный танец XIX и XX века.

Веха третья. Зарождение классического балета как вида сценического искусства

Первые придворные балеты ставятся в Италии и Франции ещё в XV–XVI веках, но только в XVIII веке появляется балет, близкий к современному.

Веха четвёртая. Эротические мотивы в танцах

Возникший на рубеже XVIII и XIX веков вальс поначалу считался неприличным из-за непривычной близости партнеров в танце и подвергался гонениям. В середине XIX века во Франции изобретают канкан, исполняемый в кабаре и оперетте, а первая половина XX века проходит под знаком страстного и эффектного танго, несмотря на появление и других новых танцев (фокстрота, чарльстона и пр.).

Веха пятая. Танец становится спортом

В настоящее время соревнования по спортивным бальным танцам делятся на две программы ― европейскую (медленный вальс (бостон), квикстеп (быстрый фокстрот), венский вальс, танго, медленный фокстрот) и латиноамериканскую (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). Танцы на льду представлены в фигурном катании и балете на льду, а синхронное плавание, недавно официально переименованное в артистическое,  ―это фактически балет на воде.

Весьма интересным направлением современной танцевальной культуры является брейкданс, где танец объединен с пантомимой, элементами единоборств и бокса.

Роль танца в жизни современного человека

Для XXI века характерно обилие и смешение танцевальных направлений и стилей. Известные танцевальные коллективы выступают с отдельными концертными программами (ансамбль танца имени Павла Вирского, представляющий старинные и современные танцы различных регионов Украины; Национальный балет Грузии «Сухишвили»; ирландское танцевальное шоу «Riverdance», где виртуозно исполняют степ (чечётку), и др.). Хореографы ищут нестандартные решения для балетных постановок и танцевальных номеров в операх, опереттах и мюзиклах. Профессиональные танцоры зачастую используют элементы гимнастики и акробатики.

Одновременно разрыв между профессиональной и массовой танцевальной культурой увеличивается. На праздниках и вечеринках люди танцуют по принципу: «Делай, что угодно, как угодно, ― никого не удивишь!» В быту популярно разделение танцев на «быстрый» и «медленный». Обучение танцам не является обязательным, и уроки танцев часто берут под конкретное мероприятие ― свадьбу (для так называемого первого танца молодых), выпускной вечер, участие в стилизованном балу.

Автор — Валентина Клещикова-Матвеева, главный редактор

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение