Метаморфозы Терпсихоры, ли Чем может удивить искусство танца?
От ветхозаветной Саломеи до ультрамодных шимми и диско
Самой знаменитой танцовщицей в истории человечества была отнюдь не жрица и не вакханка, не всемирно известная балерина Анна Павлова, не основоположница свободного танца Айседора Дункан и не исполнительница псевдовосточных эротических танцев и «королева шпионажа» Мата Хари, а иудейская царевна Саломея. Именно её вдохновенная пляска на пиру у царя Ирода и последовавшее затем по её настоянию усекновение главы Иоанна Предтечи сделали её одним из самых популярных женских персонажей мирового искусства, многократно вдохновлявшим художников, скульпторов, поэтов, драматургов, композиторов, хореографов, а впоследствии ― и кинематографистов.
Впрочем, о том, как мог выглядеть этот роковой танец, современный зритель, несмотря на множество балетных интерпретаций «Саломеи», имеет весьма туманное представление. Танцевальное искусство не менее древнее, чем музыкальное, однако поиск осязаемых доказательств тому в глубине веков и времён весьма затруднен. Исследователи указывают на изображения танцующих фигурок среди наскальной живописи и в древнеегипетских захоронениях.
В Древней Греции танец уже был распространенным явлением, о чем свидетельствуют многочисленные картинки на керамике и статуэтки из терракоты, бронзы, мрамора, слоновой кости. Именно античная Греция подарила миру богиню танца ― музу Терпсихору, ставшую затем символом танцевального искусства и синонимом-характеристикой особо одарённых балерин.
В ритмах и движениях ряда современных танцев прослеживаются модернизированные элементы африканских и индейских танцевальных традиций. Так, популярный в 1920-е годы танец шимми, воспетый в оперетте И. Кальмана «Баядера», действительно появился на основе танцев американских индейцев: «Правильно про это / Нам сказали: / Шимми раньше / Дикари плясали, / А теперь танцует / В каждом зале весь Париж… / Шимми, шимми ― / Это стало модно, / Модно вытворять / Чего угодно ― / Делай, что угодно, / Как угодно, ― никого не удивишь!»
Последние строки легкомысленной песенки как нельзя лучше подходят для описания атмосферы дискотек и клубных вечеринок, где последние полвека по-прежнему не сдает своих позиций танцевальный стиль диско, возникший в начале 1970-x годов.
Вехи танцевальных революций
О предназначении древних танцев отчасти можно судить по обычаям племён, до сих пор сохранивших первобытный образ жизни либо на платной основе демонстрирующих таковой для туристов. В древности танцы носили ритуальный характер (военные и охотничьи пляски, заклинание сил природы, умиротворение духов, обрядовые танцы, связанные со вступлением в брак, рождением детей и похоронами, приходом весны / нового года и т. п.) и только впоследствии, помимо характерных для многих культур храмовых ритуальных танцев, приобрели статус зрелищ, когда специально обученные танцовщицы и танцовщики развлекали на пирах знать и богачей или же когда танцы становились частью театральных действ (на театральных подмостках Древней Греции и Рима, в традиционном японском, китайском, индийском театрах).
Веха первая. Танец становится парным!
Сейчас в это трудно поверить, но долгое время мужчины и женщины танцевали отдельно, соприкасаясь разве что в круговых массовых обрядовых танцах вроде хоровода.
Веха вторая. Танец становится времяпровождением и развлечением
Не ритуалом и не частью представления, а формой досуга и празднества, когда представители обоих полов торжественно собираются для танцев. Бал является исключительно европейским изобретением. Наибольшую популярность балы приобретают в XVII–XIX веках. Интересно, что придворные танцы вбирают элементы народных, а затем наблюдается обратный процесс, когда салонные танцы в видоизмененном виде возвращаются на улицу, оказывая влияние на танцевальную моду простолюдинов. Так было с прежним «королём танцев и танцем королей» менуэтом, кадрилью и вальсом, превратившимся в самый популярный танец XIX и XX века.
Веха третья. Зарождение классического балета как вида сценического искусства
Первые придворные балеты ставятся в Италии и Франции ещё в XV–XVI веках, но только в XVIII веке появляется балет, близкий к современному.
Веха четвёртая. Эротические мотивы в танцах
Возникший на рубеже XVIII и XIX веков вальс поначалу считался неприличным из-за непривычной близости партнеров в танце и подвергался гонениям. В середине XIX века во Франции изобретают канкан, исполняемый в кабаре и оперетте, а первая половина XX века проходит под знаком страстного и эффектного танго, несмотря на появление и других новых танцев (фокстрота, чарльстона и пр.).
Веха пятая. Танец становится спортом
В настоящее время соревнования по спортивным бальным танцам делятся на две программы ― европейскую (медленный вальс (бостон), квикстеп (быстрый фокстрот), венский вальс, танго, медленный фокстрот) и латиноамериканскую (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). Танцы на льду представлены в фигурном катании и балете на льду, а синхронное плавание, недавно официально переименованное в артистическое, ―это фактически балет на воде.
Весьма интересным направлением современной танцевальной культуры является брейкданс, где танец объединен с пантомимой, элементами единоборств и бокса.
Роль танца в жизни современного человека
Для XXI века характерно обилие и смешение танцевальных направлений и стилей. Известные танцевальные коллективы выступают с отдельными концертными программами (ансамбль танца имени Павла Вирского, представляющий старинные и современные танцы различных регионов Украины; Национальный балет Грузии «Сухишвили»; ирландское танцевальное шоу «Riverdance», где виртуозно исполняют степ (чечётку), и др.). Хореографы ищут нестандартные решения для балетных постановок и танцевальных номеров в операх, опереттах и мюзиклах. Профессиональные танцоры зачастую используют элементы гимнастики и акробатики.
Одновременно разрыв между профессиональной и массовой танцевальной культурой увеличивается. На праздниках и вечеринках люди танцуют по принципу: «Делай, что угодно, как угодно, ― никого не удивишь!» В быту популярно разделение танцев на «быстрый» и «медленный». Обучение танцам не является обязательным, и уроки танцев часто берут под конкретное мероприятие ― свадьбу (для так называемого первого танца молодых), выпускной вечер, участие в стилизованном балу.
Автор — Валентина Клещикова-Матвеева, главный редактор