Метод 9 квадратов: гениальное должно быть простым!
Меня всегда интересовало: почему некоторые организации более эффективны, чем другие. На этот вопрос я так и не получил внятного ответа, перечитав тонны бизнес-литературы и прослушав десятки тренингов. Точнее, ответов много. Но нет универсального. Не найдено то простое решение, которое позволит быстро построить эффективную команду. Решение должно быть простым и понятным. Тогда с ним будет легко работать любому руководителю. Вместо этого есть тонны анкет, множество экспертов, многоэтапные собеседования и в результате «кот в мешке», который умеет проходить собеседования.
длительное время участвовал в процессе подбора персонала для компаний, в которых работал, а также для собственной компании. Нет, я не был сотрудником отдела кадров — скорее, я пользовался результатами их труда. Не могу сказать, что у меня всегда было хорошо с кадрами. Но я четко усвоил, что чем лучше я кадры подобрал, тем лучше результат, меньше затраты, больше свободного времени и меньше сложных ситуаций. При правильно подобранных кадрах начинают без сбоев работать инструменты, описанные в книгах по менеджменту. Чем лучше подобранные кадры, тем меньше их надо. Именно поэтому малый бизнес более продуктивен, чем большой. Выпускать хороший журнал может 2–3 человека, а могут и 200–300. И все будут при деле, и всем необходима будет зарплата. На каждом витке своей карьеры я получал детали, из которых строил механизм, позволяющий подобрать хорошие кадры для хорошей команды. Самая большая проблема в том, что главный элемент подбора персонала для команды находится на поверхности.
Мне часто встречались успешные руководители, которые для себя сформировали образ эффективного работника, шаблон, через который пропускали всех кандидатов и методом подбора создавали свою команду. Только представьте, сколько людей у вас должно поработать, чтобы вы создали шаблон эффективного работника! Это даже не десятки, а скорее сотни. А сколько времени такому руководителю требуется для заполнения вакансии! Так это один шаблон, для одной вакансии. Практически самые эффективные руководители — те, кто может подобрать себе в команду правильный персонал: не самый профессиональный, а достаточно ментально зрелый. Такой персонал с первых слов поймет свои цели и задачи, выполнит их лучше, чем прописанные КРI. Может эффективно и автономно работать, создавая себе цели и задачи, основанные на видении руководителя. Такой команде не нужны внешние мотиваторы, контролеры и учителя. Все это находится у них внутри и создано руководителем, который их собрал. Они мотивируют, учат и контролируют друг друга, и все это в позитивном ключе.
Однажды я видел успешную компанию, в которой все сотрудники эффективно работали по 10–15 лет, что является рекордом для фармацевтического рынка Украины. При этом компания ставила все новые и новые цели и добивалась их. Однако неизбежно наступил момент ухода руководителя на пенсию, после чего команда распалась в течение нескольких месяцев. С новым руководителем остались работать лишь несколько человек, и его вины в этом нет. При этом ушедшие люди, не имея достаточного количества знаний и навыков, не были эффективны в новых компаниях. В итоге все удивлялись: в такой успешной европейской компании, не использовавшей внешних тренингов, не имевшей достойной CRM-системы и богатой системы мотивации, трудились посредственные по меркам рынка труда работники на фоне практически полного отсутствия руководителей среднего звена. Как же она могла удерживать лидерство в своей области при таких вводных?! Я разгадал секрет успеха этой компании только после того, как в моем коллективе появилось несколько ее бывших работников. Они были чем-то похожи друг на друга, как две детали одной машины, случайно поставленные в механизм моего коллектива. Бесполезные детали вне своей команды. Сейчас я понимаю, что той команде можно было подобрать руководителя, который бы удержал их вместе, делая команду все более успешной. А тогда мне казалось, что эффективно возглавить этих людей, не утратив ни одного кадра, не сможет никто.
Сейчас на рынке труда произошла подмена понятий дорогой работник и эффективный. Если у вас не соблюдены элементарные правила формирования команды, то каких бы дорогих, опытных и универсальных сотрудников вы не брали, результат будет посредственный. Да, ваши сотрудники выиграют сражения, но проиграют войну. А если команда создана и вы набираете правильных, пусть недорогих и неопытных, сотрудников, вы будете эффективны. «Мы команда» — это не лозунг. Это факт. Либо она есть, либо ее нет. Любой сложный механизм состоит из мельчайших функциональных частей. В команде такой мельчайшей единицей есть пара руководитель — подчиненный. Обращаю ваше внимание: не человек является элементарной функциональной частицей команды, а пара. И всегда их будет двое…
Заказать книгу: https://www.trush.com.ua/product/kniga-9-kvadratov/