Skip to content

О стратегии в медицине, или Кто стоит у штурвала здоровья человека?

PL

Стратегия в медицине

Распиаренная тактика вместо стратегии

Сотни раз слышал от коллег словосочетание «врачебная тактика» и ни разу ― «врачебная стратегия». Однако тактический подход часто приводит к нарушению принципа «не навреди», если рассматривать влияние врачебной тактики с точки зрения отдаленных перспектив продолжительности и качества жизни. Здесь имеют место и неоправданные вмешательства, и поспешно принятые решения, и врачебные ошибки ввиду ургентности того или иного случая. Победив в конкретной ситуации, можно проиграть борьбу за качество жизни и ее продолжительность.

Наша медицина построена по принципу: лечение болезни, а не пациента. В нынешней системе здравоохранения понятие «сохранение здоровья» подменено «борьбой с болезнями». Результат ― дорогостоящая система здравоохранения, мало влияющая на показатели здоровья ― как индивидуальные, так и общественные.

Именно поэтому настоящая публикация посвящена вопросу стратегии в медицине. Я постарался обобщить причины неуправляемости здоровьем украинской нации и предлагаю свой вариант улучшения ситуации.

 Предпосылки дефолта в управлении здоровьем нации

Стратегическая медицина ― это система, созданная на основании целей.

Если мы считаем, что главная цель ― сохранение здоровья населения, а главные показатели ― продолжительность жизни и трудоспособность, то и медицина должна поменять существующие приоритеты. Основным приоритетом должна стать система сохранения, приумножения и восстановления здоровья. На данный момент Украина не имеет таких целей.

Участковая медицина утратила функции контроля и управления здоровьем населения.

В системе Семашко за сохранение здоровья отвечал участковый врач, и для этого была создана диспансеризация. С годами она превратилась в формальность, и медработники вынуждены были поддерживать чучело диспансерного учета никому не нужной писаниной. При переходе на модель оказания первичной медицинской помощи функцию врача по сохранению здоровья упразднили. Теперь за здоровье отвечает сам пациент — то есть самое слабое звено в этой цепочке: человек, который имеет меньше всего правильных, научно обоснованных представлений о принципах сохранения и восстановления здоровья. Более того, именно немедицинская популяция ― носитель мифов и предрассудков о здоровье.

Медицинская наука имеет недостаточно знаний о методах сохранения здоровья.

Медицинская наука — это огромная база знаний о лечении болезней. Доля знаний о принципах и методах сохранения и поддержания здоровья ничтожно мала и получена в результате изучения болезней. Мы имеем развитую науку о болезнях и фрагментарные знания о здоровье.

Принцип реформы медицины через призму целей.

«Деньги идут за пациентом». А пациент идет к врачу не тогда, когда здоров, а когда заболел. И в этом случае врач вынужден «тушить пожары», а не заниматься долгосрочным планированием. Навряд ли данный принцип финансирования первички будет мотивировать врачей и пациентов заботиться о сохранении здоровья. Кроме того, бюджет системы сохранения здоровья должен превышать бюджет системы борьбы с болезнями в три и более раз. Тогда есть шанс получить надпороговый результат ― рост показателей здоровья у населения.

Здоровье и экономика.

Медицина превратилась в процессинг (тактику) по простой причине – отсутствуют показатели здоровья, влияющие на экономику. Переход из индустриальной эпохи в технологическую и далее в цифровую позволил уменьшить зависимость экономических показателей от уровня здоровья населения, однако эта зависимость неочевидна только в пределах краткого исторического периода.

И это период заканчивается. Наступает эра стремительного роста конкурентоспособности стран, основанная на максимизации научного, технического и креативного потенциала людей. Систематизация цивилизации и конкурентная борьба между экономиками и предприятиями сформировали дефицит самых лучших с точки зрения результативности кадров. Примером могут быть выдающиеся компании современности: Google, Apple, Samsung, Facebook, Tesla. Основой результативности инновационных компаний-лидеров стали кадры, впрочем, как и основным ограничивающим фактором. А основой продуктивности человека является здоровье. Здоровые, организованные, умные и талантливые люди ― главный ресурс экономики развития.

Из этого вытекает необходимость формирования экономических показателей, связанных со здоровьем. К сожалению, на данный момент нет достаточного числа признанных исследований, связывающих экономику и здоровье конкретных людей. Но точно известно, что нетрудоспособность и смертность в трудоспособном возрасте влияют на экономику.

А что может медицина?

Факторы, влияющие на здоровье, и рациональность человечества.

Рейтинг факторов, влияющих на здоровье, таков: 50% ― образ жизни, 20% ― наследственность, 20% ― экология и окружающая среда, 10% ― медицина. Парадоксально, что системность проявляется только в отношении 10%-ного фактора — медицины. Человечество проявляет дивную нерациональность, ожидая самого большого эффекта в отношении здоровья от самого мало влиятельного фактора. И это совершенно не стратегический подход!

Принцип страхования здоровья.

Переход от инцидент-зависимой оплаты к оплате за сохранение трудоспособности смог бы совершить революцию. Мотивация получать финансовые бонусы при сохранении здоровья дала бы стимул как врачу, так и пациенту предпринимать усилия, направленные на предупреждение болезней.

Вовлеченность пациента.

Врач не может «причинять добро» без соучастия пациента. Пациент должен быть полноправным участником процесса, поскольку здоровье на 50% зависит от его образа жизни. В обществе потребления основным фактором, мотивирующим людей, является удовольствие. С точки зрения нейропсихологии, сохранение зоны комфорта и постепенное освоение непознанной зоны (фактор любознательности) ― основной путь вовлечения людей в процесс, сохраняющий здоровье.

Культура сохранения здоровья как необходимое условие.

Важными факторами, влияющими на здоровье, являются уровень общей грамотности (образованности) и осознание человеком зависимости здоровья от образа жизни. Только формирование культуры сохранения и развития здоровья может обеспечить соблюдение главных принципов валеологии ― непрерывности, регулярности, последовательности, достаточности.

Миссия спасения избранных?

Корпоративный клиент и здоровье сотрудников.

Как смоделировать систему сохранения здоровья на современном этапе развития общества? В данной ситуации надо иметь мужество признать, что медицина здоровья не может охватить всё население страны. Всех не спасти ввиду целого ряда причин ― как экономических, социальных, так и разницы в уровне ментальной зрелости граждан. Украинское государство еще много десятилетий, а может, и столетий не будет заботиться о здоровье своих граждан, потому что ему не интересен принцип достаточности здоровья. То есть концепцию сохранения здоровья мотивированы принять для себя средние и большие предприятия, так как здоровье сотрудников ― фактор, влияющий на экономические показатели компании. Достижение индивидуальных показателей здоровья возможно в среде тех, кто также вовлечен в данный процесс.

С точки зрения большого предприятия ― корпоративного клиента, программа сохранения здоровья должна быть недорогой, результативной, должна быть понятна персоналу и восприниматься им как благо от работодателя, повышающее мотивацию сотрудников. Обеспечивать внедрение программы по сохранению здоровья должны многофункциональные команды и многофункциональные специалисты по здоровью ― санологи. Можно называть их менеджерами по ведению здоровых пациентов. Для каждого такого пациента должен быть разработан календарный план сохранения и развития здоровья. Он должен включать образовательные, мотивирующие, диагностические и профилактические мероприятия. Должны быть тонко настроенные показатели, указывающие на результативность. Самым слабым звеном в личной вовлеченности является мотивация человека. Поэтому на предприятии должны быть разработаны личные финансовые и нефинансовые стимулы, подталкивающие человека к его здоровью.

На мой взгляд, алгоритм программы должен быть таким:

Check-up ― исключение острых и хронических заболеваний в активной фазе. При наличии таких заболеваний необходимо вылечить или компенсировать болезнь.

Исследование и оценка здоровья. Это исследования функций организма, поиск факторов риска, оценка образа жизни, определение биологического и метаболического возраста, генетическая, лабораторная и инструментальная диагностика здоровья, изучение выносливости, силы, усталости и работоспособности. На основании этих тестов формируется интегральная оценка здоровья.

Формирование целей и задач в отношении здоровья. Основываясь на оценке здоровья, формируются цели и задачи. Затем разрабатывается индивидуальный план мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоровья. В него входит: здоровое питание и вода, физическая активность и закаливание, режим дня, сон, формирование стрессоустойчивости, гигиенические мероприятия, коррекция микросреды, чередование труда и отдыха, управление факторами риска, индивидуальный набор нутрицевтиков и парафармацевтиков, устранение вредных привычек, социальные рекомендации, образовательные мероприятия.

    • Повторное изучение результативности и коррекция индивидуальной программы.
    • Мотивационные мероприятия, стимулирующие достигать показателей здоровья.
    • Образовательные мероприятия, позволяющие настроить внутреннюю мотивацию.

Коммерческая медицина и здоровье.

Частные клиники, работающие с корпоративным сегментом, могут разработать программы по сохранению, приумножению и восстановлению здоровья для работников компании-клиента. Корпоративные биохакинговые программы — отличный инструмент удержания ТОП-менеджеров и ведущих специалистов компании, и потому такое предложение должно заинтересовать руководителя и/или собственника предприятия. Кроме того, это отличный инструмент мотивации для всех остальных сотрудников предприятия. Клиника может разработать коммерческое предложение, включающее различные биохакинговые программы для разных групп сотрудников. Такие медицинские программы могут предусматривать как лечебно-диагностические, так и профилактические мероприятия по сохранению здоровья.

Виктор Труш, бизнес-консультант, шеф-редактор

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение