Размер имеет значение, или чем отличается большой бизнес от малого
Ошибки, сделанные на этапе формирования бизнеса, не исправить хорошим маркетингом.
Виктор Труш, бизнес-консультант по вопросам маркетинга
Ко мне часто обращаются клиенты, которые, руководя своим предприятием, смешивают принципы управления малым и большим бизнесом. Результат чаще всего плачевный ― несмотря на все усилия собственника, бизнес «идет ко дну». В чем состоят ключевые отличия малого и большого бизнеса? Предлагаю вам разобраться в данном вопросе, чтобы на практике применять релевантные модели управления вашим бизнесом.
- СОБСТВЕННИКИ
Собственник, начинающий малый бизнес, ― это человек, который может в своем бизнесе все делать самостоятельно. Его бизнес будет существовать даже после того, когда все его сотрудники уволятся. Ибо он и есть бизнес. В нем сочетаются сотрудник и управленец. Собственник большого бизнеса ― это человек, который может подбирать людей и формировать из них системные команды.
- СИСТЕМНЫЙ И АНАЛОГОВЫЙ ПОДХОД
Большой бизнес ориентирован на формирование системы, а малый бизнес ― на качества и способности людей. Малый бизнес более гибок, большой бизнес более системен.
- ЛИНЕЙНОСТЬ ПЕРСОНАЛА
В большом бизнесе очень важна система, под которую набирается линейный персонал, который можно подготовить в государственных и частных учебных учреждениях. В малом бизнесе линейный персонал часто отсутствует, каждый человек выполняет несколько ролей, и каждого такого сотрудника готовит само малое предприятие. Набор умений у такого сотрудника очень вариабельный, что не позволяет ему найти аналогичную должность на другом предприятии, но дает ему возможность самому создать свой малый бизнес.
- ПРОДАЖА (СИСТЕМА И ЛЮДИ)
Малые медицинские предприятия продают людей (личные бренды). Большие предприятия смещают уникальность на уровень системы. Известный врач, открывая свой кабинет и оказывая услуги клиентам, не может передать свой авторитет в полной мере своим коллегам и последователям ― это малый бизнес. Клиника, проводящая конвейерные операции и в результате снижающая их стоимость в несколько раз, ― это большой бизнес.
- ПРИНЦИП МЕНЕДЖМЕНТА
Управление на малом предприятии построено по принципу: «Я делаю бизнес, а все мои сотрудники помогают мне его делать», то есть в малом бизнесе собственник или ключевой сотрудник является сердцевиной бизнеса, без него бизнес не работает. Управление большими предприятиями построено по принципу: «Система формирует продукт». Выключение людей из системы позволяет быстро их заменить, не испортив качество продукта.
- ПРИВЯЗКА СОБСТВЕННИКА К БИЗНЕСУ
В малом бизнесе собственник привязан к бизнесу, так как он и есть бизнес. Если он уехал в отпуск, то предприятие тут же останавливается и не производит продукт. В большом бизнесе есть принцип заменимости. Любого сотрудника на некоторое время может заменить другой сотрудник, даже если этот сотрудник ― генеральный директор предприятия.
- СОТРУДНИКИ
Сотрудники малого предприятия ― это очень сильные и подготовленные люди, способные решать множество разнообразных задач одновременно. Они готовы к работе в кризисных условиях. Могут длительное время быть эффективными без поддержки со стороны руководства и коллег. Могут сами решать множество возникших проблем и редко сдаются. Это очень самоорганизованные сотрудники. Сотрудники больших предприятий ― это винтики системы, готовые выполнять определенный набор действий, не готовые к кризисным ситуациям, прекращающие работу в случае возникновения проблем или изменений условий окружающей среды. Часто эффективность сотрудника малого предприятия превышает эффективность сотрудника большого предприятия в несколько раз, как и стоимость.
- ПРИБЫЛЬ
Прибыль малого предприятия в разы выше прибыли большого предприятия. Это связано с тем, что для получения продукта на большом предприятии необходимо намного больше сотрудников, мощностей и ресурсов, чем на малом предприятии.
- СЛОЖНОСТЬ ИДЕИ, ЛЕЖАЩЕЙ В ОСНОВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Часто большие предприятия эксплуатируют одну или несколько идей и не оказывают помощи вне пределов своих возможностей, то есть ориентированы на продукт. Готовы найти клиентов, подходящих их продукту. Малые предприятия более клиентоориентированны и готовы помочь своему клиенту в удовлетворении любых его потребностей. Малые предприятия более сервисны, чем большие.
- БРЕНД
Как правило, малые предприятия строят личный бренд своих сотрудников и руководителей. Большие предприятия строят бренд своего предприятия. Если возникает потеря репутации на большом предприятии, то можно уволить сотрудника, ответственного за ошибку, если же ошибку совершил человек-бренд, то такую ошибку можно исправить только публичным извинением данного человека, и потеря репутации происходит безвозвратно.
- ИННОВАЦИИ И СЕРВИС
Все предприятия на рынке отличаются друг от друга инновациями и сервисом. Большому бизнесу легче быть инновационным предприятием, а малому бизнесу легче быть сервисной организацией.
- ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ
Несистемность, в большей степени характерная для малого бизнеса, не позволяет ему быть тиражированным. Бизнес-процессы большого бизнеса обычно можно легко прописать и повторить, поэтому большой бизнес легче тиражировать, чем небольшой.
- СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ
Большой бизнес чаще использует старые модели (линейные, матричные и др.), малый бизнес чаще строит виртуальные модели предприятий. Структура в малом бизнесе более горизонтальна, чем в большом. В малом бизнесе часто одному руководителю подчиняются все или большинство сотрудников предприятия. В большом бизнесе есть несколько уровней руководителей.
- ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ
В краткосрочной и среднесрочной перспективе более выживаемы предприятия, построенные по принципу малого бизнеса. В долгосрочной перспективе лучше выживают большие и системные предприятия.
- ПЕРВИЧНЫЙ КАПИТАЛ
Малое предприятие может стать рентабельным с первого месяца своего существования. Значительные средства для начала работы такому предприятию не нужны. Большой бизнес требует вложения средств и времени, поэтому для открытия большого бизнеса необходимы ресурсы. Такие предприятия часто ищут инвесторов.
- ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В малом бизнесе это клиенты ― физические лица. В большом бизнесе это могут быть корпоративные клиенты, страховые компании, инвесторы.
- КОМАНДА И КОЛЛЕКТИВ
Команды на малых предприятиях и в большом бизнесе отличаются. В малом бизнесе чаще строится корпоративная культура семейного типа, в большом бизнесе ― более коллегиальная корпоративная культура. Большой бизнес не терпит семейных отношений, это больше партнерство.
- СКОРОСТЬ И ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯМ
Малый бизнес лучше выживает в периоды кризиса, чем большой, потому что способен быстро переориентироваться согласно изменениям среды, которая стала иной. Большой бизнес часто ожидает возврата ситуации и готов ждать, а не меняться.
На медицинском рынке большая часть организаций строится по принципу малого бизнеса. Это относится не только ко всем небольшим предприятиям, но и к основной массе больших клиник. Малое количество предприятий, построенных по принципу большого бизнеса, связано с относительной «молодостью» рынка, дефицитом сотрудников, способных управлять большими предприятиями, малой образованностью собственников и руководителей в вопросах менеджмента, достаточностью рынка в связи с малой конкуренцией.
Малый бизнес не вырастет в большой. Очень редко малый бизнес становится большим, а большой бизнес становится малым. Это как из шлюпки сделать морской лайнер. Поэтому лучше решить «на берегу», какой бизнес вы собираетесь построить. Если малый, то ищите идеи, а если большой, то ищите инвестиции.
Ошибка при выборе руководителя клиники. Руководитель малого бизнеса плохо управляет большим, и наоборот ― руководитель большого бизнеса вряд ли сможет эффективно управлять малым. Не ошибитесь с выбором руководителя. Если вы сами руководитель, то создавайте ту модель бизнеса, которой сможете управлять.
Продолжение, где будут изложены рекомендации руководителю малого бизнеса, читайте в следующем номере.