// МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Каждый врач стремится к высокому комплаенсу. Давайте разберемся, из каких элементов можно построить приверженность лечению.
-
-
ФОРМУЛИРОВАТЬ ВМЕСТЕ С ПАЦИЕНТОМ ЦЕЛИ ЛЕЧЕНИЯ.
-
Цели должны быть точными, измеримыми и, самое главное, понятными пациенту. Это могут быть: количество ступенек или пролетов, которые проходит пациент; срок, который займет выздоровление; выход из обострения заболевания и т. п. — всё это при условии соблюдения врачебных рекомендаций.
-
-
«ПРОДАТЬ ПАЦИЕНТУ ЛЕЧЕНИЕ».
-
Врачи, которые обсуждают план лечения с пациентом, доносят до него, почему важно лечение именно в таком виде, и в результате получают комплаенс выше, чем те, кто только выписывает и озвучивает препараты.
Правильно сформулированная цель равна выявлению потребности в продажах, за ней следует презентация решения на понятном пациенту языке в виде плана лечения и работа с возражениями.
-
-
НЕ БОЯТЬСЯ ВОЗРАЖЕНИЙ ПАЦИЕНТА.
-
Ассертивный врач не боится возражений и может воспользоваться возможностью оценить риски. Пациент будто расставляет для него указатели на дороге «Для меня важны!» (цена вопроса, однократный прием препаратов и т. д.).
Зная, что важно для пациента, всегда можно предложить альтернативы, откорректировать схему или дополнительно аргументировать, почему именно так ваша совместная цель станет реальностью.
Работая с возражениями, очень важно не спорить с пациентом, а сначала попробовать мысленно встать на его сторону, разобраться, в чем суть возражения, и только потом предлагать варианты решения.
-
-
НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС «КАК ПАЦИЕНТ ОРГАНИЗУЕТ СВОЕ ЛЕЧЕНИЕ?»
-
Когда пациент понял, как он будет лечиться, важно убедиться, что он понимает, как всё это организовать. Если пациент растерян, то можно обсудить варианты, как справляются с подобным вызовом другие пациенты.
Например, регулярность приема лекарства можно обеспечить, поставив напоминания в телефоне или положив рядом с зубной пастой препарат, если его прием утром и вечером не требует строгой привязки к точному времени.
Пациент всегда чувствует, когда врач на его стороне, и помогает найти решение.
-
-
ФИНАЛИЗИРОВАТЬ ДОГОВОРЕННОСТИ.
-
После того как пациент согласился с планом лечения, понял, как он себе это лечение организует, следует резюмировать ключевые договоренности, чтобы проверить, всё ли важное оговорено. Если что-то пойдет не по плану, у пациента должна быть уверенность, что можно обратиться к своему доктору повторно, а не спрашивать совета у «доктора Гугла». Здесь поможет фраза: «Если у вас возникнут еще вопросы, задайте их мне, вашему доктору!»
-
-
СОЗДАВАТЬ ДОВЕРИЕ МЕЖДУ ВРАЧОМ И ПАЦИЕНТОМ.
-
Все предыдущие рекомендации сработают, если между врачом и пациентом есть доверие.
ТИПЫ ПАЦИЕНТОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМИ
Пациент, как и врач, может быть пассивным, ассертивным или агрессивным. Понимая тип поведения пациента, доктор может выбрать наиболее эффективную модель взаимодействия с ним.
Ассертивный пациент: партнерство
Ассертивный пациент уважает границы врача и не дает нарушать свои границы. Такой пациент заинтересован в построении партнерских отношений с врачом.
Партнерство подразумевает модель поведения, когда врач и пациент являются равноправными партнерами в достижении цели, связанной со здоровьем пациента, и в качестве партнеров создают понятные и прозрачные договоренности, при необходимости их пересматривая. Они честны друг с другом, открыто обсуждают все вопросы и готовы идти на компромисс, чтобы найти лучшее решение.
Пассивный пациент: наставничество
Пассивный пациент не будет спорить с врачом, соглашаясь с ним, даже если в действительности не понимает или не согласен. Придя домой, такой пациент может передумать, сожалеть о том, что не уточнил или согласился. Он может пойти к другим врачам за вторым, третьим мнением. Может спрашивать у «доктора Гугла», чтобы развеять свои сомнения. Может постесняться написать или позвонить своему врачу, когда в этом будет необходимость.
Трудность работы с пассивным пациентом в том, что весьма непросто узнать, что он думает на самом деле и будет ли выполнять рекомендации, даже если согласился с ними. Если вы заметили пассивное поведение у пациента, спрашивайте его мнение, вовлекайте в принятие решений.
Наставничество — это модель поведения, которая строится на доверии к врачу вследствие его авторитета, кредита доверия к нему или опыта успешного взаимодействия.
При высоком уровне доверия пассивный пациент будет следовать рекомендациям врача и руководствоваться его подходом. Поэтому доктору важно инвестировать время и силы в создание доверительных взаимоотношений без давления. Под давлением пассивный пациент соглашается в кабинете врача, но может передумать дома, в аптеке, искать другое мнение.
Агрессивный пациент: особенности взаимодействия
Агрессивный пациент будет спорить с врачом, если сомневается или не согласен. Возлагает на доктора всю ответственность за результаты лечения, даже если не выполняет его рекомендации. Может звонить и писать в любое время суток, требует немедленной помощи и много внимания.
В работе с такими пациентами у врача формируется ощущение, что у него один пациент, с которым он постоянно на связи. Этот пациент может манипулировать, кричать, требовать, угрожать.
ЧТО ВАЖНО В РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ?
-
- СОЗДАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ О ТОМ, КОГДА И КАК ВАМ МОЖНО ЗВОНИТЬ И ПИСАТЬ.
Важно отвечать пациенту только в рамках оговоренного, чтобы установленные границы не размывались.
-
- СПРОСИТЬ, ЧТО ДЛЯ ПАЦИЕНТА ВАЖНО В РАБОТЕ ВРАЧА ПОМИМО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.
Взвесить, насколько вы соответствуете ожиданиям пациента. Если нет, то оговорить, с чем вы согласны, а с чем нет и подходит ли это пациенту.
-
- НЕ ПОЗВОЛЯТЬ НА СЕБЯ КРИЧАТЬ.
Здесь помогут фразы: «Имя пациента, я дам вам пару минут, чтобы мы снова могли продолжить разговор спокойно», «Имя пациента, я вижу, что вас что-то разозлило/расстроило; чтобы решить этот вопрос, важно спокойно продолжить разговор».
Можно предложить воды, чтобы показать, что вы не включитесь в разговор, пока пациент на вас кричит.
Демонстрировать готовность выслушать пациента.
-
- ПОКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ НА СТОРОНЕ ПАЦИЕНТА, НО НЕ ПОЗВОЛИТЕ ЕМУ ТАК С СОБОЙ ВЕСТИ.
Потому важно не кричать в ответ, не использовать угрозы и манипуляции. Ваше главное оружие в работе с агрессивным пациентом — это спокойствие и настрой на позитивный исход вашего сотрудничества.
ТЕХНИКИ И ПОДХОДЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ В РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ
Визуализация
-
- Представляйте, что уже договорились с агрессивным пациентом: пациент всегда чувствует, как настроен врач. Если доктору удастся позитивно себя настроить, то работать с таким пациентом будет легче.
-
- Создайте образ, благодаря которому вы будете чувствовать себя неуязвимым для агрессии. Это может быть: броня, которая не пропускает агрессию; водопад, который ее смывает до того, как она долетит до доктора; свет, который идет из сердца и обезвреживает любую агрессию.
-
- Представьте пациента здоровым: возможно, болезнь отбирает у него все силы, или ему трудно смириться с поставленным диагнозом.
«Витаминки» позитивной обратной связи
Хвалите пациента. Находите то хорошее, что он уже делает без привязки к результатам. Например, пациент прочитал всё, что мог найти о своем заболевании в интернете. Похвалите его за серьезный подход к своему состоянию здоровья, целеустремленность, внимательность к деталям и так далее.
Агрессивное поведение может быть привычной защитной реакцией, и если пациент почувствует, что доктор на его стороне, мы сможете построить отношения заново.
Техника «Шаг назад»
Как только пациент начинает нарушать договоренности или ваши границы, вы произносите фразу: «Имя пациента, давайте сделаем шаг назад, мы с вами договаривались о том…» и проговариваете договоренности, которые уже были созданы.
Глубокое дыхание
Сделайте несколько медленных глубоких вдохов и посчитайте до десяти — так вам будет легче оставаться спокойным.
Эмпатия
Попробуйте представить, что чувствует пациент и что ему сейчас нужно для конструктивного диалога. Скорее всего, то, в чем нуждается пациент, вне вашей власти, но вам будет легче выслушать его и оставаться спокойным.
«Поза силы»
Найдите позу, которая у вас максимально ассоциируется с уверенностью. Поэкспериментируйте с осанкой, положением головы, рук. Занимайте эту позу каждый раз, когда вам нужна дополнительная поддержка. Также можете использовать «позу силы» вместе с техникой визуализации.
10 ПРИЗНАКОВ АССЕРТИВНОГО ВРАЧА
-
- Имеет позитивную самооценку. Знает и признает, с чем он работает хорошо, а с чем лучше перенаправить к другим специалистам.
- Анализирует свою работу и отвечает за последствия своих действий или бездействия.
- Понимает, что может ошибаться, и готов отвечать за свои ошибки.
- С уважением и достоинством относится как к пациенту, так и к себе.
- Принимая решения, руководствуется пользой для пациента, а не тем, насколько хорошо к нему будут относиться.
- Знает, что имеет право сказать «нет».
- Честен с пациентом и может сказать: «Я не знаю».
- Может изменить свое мнение и признаться в этом.
- Строит партнерские отношения на базе прозрачности, честности и уважения.
- Заботится о своих ресурсах, чтобы быть способным позаботиться о пациентах.
КАК ВЗРАСТИТЬ В СЕБЕ АССЕРТИВНОСТЬ?
Первым и самым важным шагом является честный взгляд на свое поведение, анализ того, как чаще всего вы себя ведете — пассивно, агрессивно или ассертивно.
Специалисты помогающих профессий часто чувствуют, что лишь пассивное поведение позволяет делать свою работу хорошо, но в долгосрочной перспективе это не так.
Врач может какое-то время позволять нарушать свои границы, не заботиться о себе, но рано или поздно это приводит к эмоциональному выгоранию и агрессивному поведению.
Вы можете пройти тест и посчитать, сколько раз в день вы поступаете пассивно, агрессивно или ассертивно. Также может быть интересным и полезным наблюдение со стороны (мнение близких и коллег).
Вторым шагом должно стать решение о том, каким мы хотим видеть свое поведение. Попробуем нарисовать образ ассертивного врача, понять, во что он верит, как он действует в тех ситуациях, где есть риск столкнуться с пассивным или агрессивным поведением.
Третьим шагом стоит примерить этот образ на себя и каждый день потихоньку внедрять ассертивное мышление и поведение. Хвалить себя за каждый случай, где была проявлена ассертивность, не ругать за повторение старых моделей. Ставить небольшие цели и праздновать реализацию каждой цели как победу.
Например, вы мысленно нарисовали себе, что ассертивный врач делает 15-минутный перерыв между приемом пациентов, чтобы восстановить силы и быть максимально эффективным. Раньше у вас это никогда не получалось: кто-то заходил не по записи или просто отвлекал.
Теперь вы фокусируетесь на том, как вы проведете свой перерыв и какую фразу скажете, если кто-то будет вас отвлекать. После перерыва обязательно похвалите себя!