В современном «постсоветском» обществе сложилось странное мнение, которое можно сформулировать так: «хороший врач не может быть богатым». это мнение обусловлено советским стереотипом о том, что врач должен бескорыстно помогать людям, жить на одну зарплату и вообще быть идеалом честности и порядочности. а так как честный и порядочный человек не может быть богат, значит, успешный и богатый врач берет взятки, прописывает «неправильные» рецепты и вообще этому врачу нельзя доверять. легко появляются разговоры: «он наворовал деньги у больницы» или «он наживается за счет здоровья пациентов».
К сожалению, общество еще не научилось оценивать абсолютно все услуги (в том числе и медицинские) с точки зрения рыночной экономики. И это можно понять: ведь в руках врачей здоровье пациентов, и сама мысль о том, что деньги могут играть какую-то роль столь важном вопросе, вызывает в людях страх и неуверенность.
Однако времена изменились. Сейчас услуги — это товар, который необходимо научиться продавать. Парикмахеры научились продавать себя, верно? И чем лучше сервис в парикмахерской, тем дороже в ней стоимость обслуживания. Такой же логики следует придерживаться и медикам: чем лучше услуги врача — тем дороже они должны стоить.
Таким образом, мы подходим к основополагающей структуре рыночной экономики — к ценообразованию. Поэтому первое, что нужно сделать врачу, который решил жить «по новым правилам», это определить себе цену. Вы хороший врач? Какого качества услуги вы можете предложить? Каким оборудованием вы располагаете, и насколько оно эффективно? В курсе ли вы всех новых принципов и методов, которые применяются в медицине? Задайте себе эти вопросы, и, как настоящий профессионал, определите, сколько будут стоить ваши услуги.
Следующий этап — не стесняться эту сумму назвать. На самом деле, это только кажется простым. Назвать стоимость своих услуг сможет далеко не каждый. Реакция пациента может быть неоднозначной, резкой, грубой. Врач должен быть готов к этому и спокойно на это реагировать.
Если пациент согласен оплачивать качественное медицинское обслуживание, то наступает черед проверки вашего профессионализма. Сможете ли вы оправдать его доверие и оказать медицинскую помощь на высоком уровне?
От чего же зависит качество ваших услуг? От вашего собственного профессионального развития, и только от него! Если человек постоянно развивается, как профессионал, совершенствует свои навыки и готов применять новые, революционные идеи, то качество его услуг будет постоянно расти. С другой стороны, возможен обратный вариант: человек перестает самосовершенствоваться и довольствуется малым. Да, он тратит больше времени на то, что для его коллеги «по цеху» является минутным делом. Да, клиенты не всегда довольны его работой но… на жизнь то хватает!
Во всем мире стоимость услуг врача довольна высока и зависит от квалификации доктора и его авторитета, которым он обладает в профессиональной среде. Высокая мотивированность врачей заставляет инвестировать, прежде всего, в свое саморазвитие, в повышение своих профессиональных знаний и умений. Рыночная конкуренция толкает на постоянное улучшение качества и расширение сферы своих услуг. Именно условия здоровой конкуренции являются тем фактором, благодаря которому пациенты получают высочайший уровень медицинской помощи, а врачи — достойную оплату и являются одними из самых уважаемых членов общества.
Несмотря на то, что в нашей стране врачебный гонорар не имеет официального статуса, тем не менее, успешность также предопределяется профессионализмом человека в белом халате.
И для того, чтобы Вам платили Ваши пациенты, нужно вкладывать в себя: осваивайте новые методики и схемы лечения, не бойтесь применять инновационные подходы, учитесь у более успешных коллег, заимствуйте опыт лидеров.
Что происходит с таким человеком? Его опережают другие, эволюционирующие участники рынка. Поначалу разрыв не большой, и отстающему кажется, что в любой момент он может нагнать более успешного коллегу. Но рано или поздно, успешные конкуренты просто отсекают от материальных благ безнадежно отставшего, заставляя его отказаться от гонки.
Чаще всего выбывший из гонки становится в позу эпического «лузера», начинает сетовать на неблагодарных пациентов, правительство, низкую зарплату и высокую загруженность. И доживает свой век в бедности и безвестности, получая время от времени «полтинники» за лист нетрудоспособности или вызов на дом. Пациенты знают, что его профессионализм оставляет желать лучшего, и с серьезными заболеваниями к нему стараются не обращаться. Он теряет возможность наработать свою клиентскую базу, и его репутация работает против него.
Но если врачу удается преодолеть стереотипы восприятия врачебной помощи как бесплатного вида обслуживания, удается реализовать возможности постоянного саморазвития и профессионального роста, тогда в головах таких людей, осознавших реалии и готовых к переменам, рождаются замечательные, опережающие время нестандартные решения.
Если Вы — один из таких людей, если Вы все еще хотите быть врачом и не собираетесь заняться торговлей овощей на рынке, если Вы устали ругать правительство за низкую зарплату врачей, то просто ищите пути для собственного развития. Ведь результат работы врача — это здоровье пациентов, и результат этот достаточно нагляден. Если работа врача хороша, значит, пациент доволен, значит, он готов платить еще и еще. Так и создается репутация. А репутация в работе врача — это самое важное.
Всегда Ваш, Виктор Шурт.